Как быть хорошим собеседником

Как быть хорошим собеседником

Как быть хорошим собеседником

Быть хорошим собеседником — этого хочет каждый человек. Всегда здорово иметь много друзей, хороших знакомых и привлекать противоположный пол. Таким навыком обладают далеко не все.

Известно что большинство людей эгоцентричны и любят говорить упиваясь собственным монологом, игнорирую собеседника.

Психологи рекомендуют изучить технику активного слушания, чтобы быть хорошим собеседником.

Выделяют следующие приемы активного слушания:

1. Пауза — это просто пауза. Пауза необходима собеседнику подумать. Ведь дав подумать не много времени можно услышать новую информацию.

Пауза также даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.

2. Поощрение, одобрение, активизация собеседника. Кивание головой в такт речи, контакт глаз.

● Угу… ага… да…
● Это интересно…
● Понятно…

3. Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники обычно избегают от поднятия сложных и щепетильных вопросов. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.

● Вы не могли бы повторить…
● Я, видимо, неправильно понял. Вы хотели сказать, что…
● Будьте добры, разъясните мне, пожалуйста, более точно…
● Что Вы имели ввиду…
● Что в Вашем понимании…

4. Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя передать основную суть. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ можно использовать как подведение итогов, либо дает возможность скорректировать свои мысли и соответственно слова.

● Как я Вас понял…
● Вы считаете, что…
● Исправьте меня, если я ошибаюсь, но я понял, что…
● Другими словами…
● Правильно ли я вас понял — вы сказали что…?
● Повторить с вопросительной интонацией
● Вы считаете, что…
● Значит можно согласиться с тем, что…
● То есть…

5. Повтор (эхо) — дословное повторение того, что произнес собеседник. Повторяя слово в слово, слушатель дает понять, что он очень внимателен к тому, что ему сказали.

6. Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход главной мысли собеседника.

7. Сообщение о восприятии
— слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».

8. Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания.

● Мне очень больно это слышать…
● На вашем месте я бы тоже себя так чувствовал…
● Да уж, понимаю ваши эмоции…
● Я тоже по этому поводу испытываю уверенность…

9. Замечания о ходе беседы
— попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Техники, снижающие эффективность беседы:

Выспрашивание — адресация многочисленных вопросов собеседнику (происхождение которых ему непонятно), исходя из своего представления о ситуации.

Игнорирование — отсутствие заинтересованности в собеседнике:

● перебивание;
● ответ вопросом на вопрос;
● монолог.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *